Известный ритейлер рассказал о цифровой трансформации торговых сетей

Сооснователь торговой сети Fix Price Сергей Ломакин рассказал газете «Известия» о том, как пандемия меняет подходы ритейла в борьбе за потребителей.

2020 год стал точкой отсчета в новом витке развития онлайн-торговли. В связи с этим традиционным розничным сетям пришлось вносить существенные коррективы при построении новых принципов работы с потребителями, в основе которых лежит разработка и внедрение цифровых каналов продаж.

– Цифровая трансформация началась поневоле, – говорит Сергей Ломакин. По его словам, сегодня информационные технологии всесторонне охватывают большой ритейл, компании переходят к горизонтальному принципу управления, заимствуя у ИТ-команд модель коротких внедрений с постоянной корректировкой целей. Высокие технологии, по мнению эксперта, являются источником новых бизнес-моделей в ритейле, позволяют получать больше информации о потребителях, создают новые форматы и типы операций, открывают дополнительные источники дохода.

– Еще два года назад сложно было представить, что один из традиционных ритейлеров займется суперприложением, – отмечает Сергей Ломакин. – Сегодня конкуренция в розничной торговле выходит на новый уровень – соперничества экосистем, – подчеркивает эксперт.

Предпосылками к такой трансформации являются прежде всего изменения в покупательском поведении людей и связанный с этим рост интереса к онлайн-инструментам. – В период самоизоляции многие россияне вынужденно попробовали совершать покупки в интернете: число тех, кто хотя бы единожды приобрел что-то в интернете, приблизилось к 60 миллионам человек, – рассказывает сооснователь FixPrice. Сергей Ломакин обращает внимание на то, что психологический барьер даже в отношении продуктов питания быстро преодолевается: покупатели перестали бояться, что при заказе онлайн они получат товары плохого качества. Другими словами, скорость адаптации потребителя к цифровому формату покупки увеличивается.

По данным Infoline, которые приводит газета «Известия», в 2020 году рынок e-grocery вырос более чем на 100 млрд рублей по отношению к предыдущему году, составив145 млрд рублей, а к 2023 году, по прогнозу аналитиков, может достигнуть 600 млрд рублей.

Поэтому несмотря на то, что, e-commerce пока проигрывает конкуренцию традиционным торговым сетям из-за дороговизны и сложности логистических процессов, по мнению Сергея Ломакина «ритейлерам нужно попрощаться с исключительно физической средой и следовать за потребителем в интернет, мобильные приложения и на партнерские платформы».

Об эксперте:

Сергей Ломакин – российский бизнесмен и меценат. Стоял у истоков создания отечественных дискаунтеров, входит в число основателей торговой сети «Копейка» – первого дискаунтера, открытого в нашей стране.

В 2007 году Сергей Ломакин возглавлял российское отделение глобальной инвесткомпании, занимающейся стартапами в сфере розничной торговли. Среди его проектов, выведенных им на рынок – Modis, Fix Price, другие не менее известные сети. В настоящее время торговая сеть Fix Price включает 4000 магазинов, расположенных в России, Белоруссии, Грузии, Узбекистане, Киргизии, Казахстане и Латвии.