Интернет-магазины вытесняют гипермаркеты. Сооснователь сети Fix Price рассказал о том, как меняется спрос покупателей

Сергей Ломакин
Сергей Ломакин

Новые технологии все сильнее проявляют себя в нашей жизни. Уже сегодня ритейлеры отдают предпочтение онлайн-магазинам, забывая о гипермаркетах, которые так любил пользователь российского рынка лет 10-20 назад.

Газета «Комсомольская правда»  и бизнесмен Сергей Ломакин дают ответ на вопрос, что в будущем будет с гипермаркетами?
Справка:
Ломакин Сергей Александрович - российский бизнесмен, меценат и благотворитель.
Родился 23 августа 1973 года в Москве. В возрасте 25 лет в 1998 году вместе с партнерами основал торговую сеть «Копейка», одну из первых в России сетей продовольственных дискаунтеров, в которой протрудился в должности генерального директора до 2007 года. Сеть «Копейка», по мнению инвесторов, в 2006 году считалась наиболее привлекательным активом в российском ритейле. В 2007 году активы сети купила ГК «Уралсиб», а Сергей Ломакин создал совместно с зарубежными инвесторами инвестиционную компанию, где возглавил направление по организации в России новых стартапов в ритейле и инвестированию. Так в стране появились «Fix Price», «Modis» и «ЦентрОбувь». Уже в декабре 2007 года при непосредственном участии Ломакина открылся первый магазин «Fix Price». Спустя 12 лет, в сентябре 2019, сеть «Fix Price» вошла в ТОП-150 крупнейших по выручке компаний в стране по версии РБК (136 место), а также в ТОП-100 крупнейших частных компаний российского рынка по версии Forbes (95 место). Сегодня Fix Price – международная сеть, которая представлена в России, Беларуси, Грузии, Казахстане и Латвии. Общая торговая площадь магазинов превышает 530 тысяч кв. метров. Открыто более 3500 магазинов в 830 населенных пунктах в 78 регионах РФ и за ее пределами.
Эксперты говорят о том, что в будущем гипермаркеты могут быть либо закрыты, либо преобразованы в другие торговые пространства, ведь на сегодняшний день это не имеет такого спроса, как лет 20 назад.
Сергей Ломакин рассказал о преимуществах небольших супермаркетах, которые находятся в районе с жилыми домами: «Основной причиной отказа публики от гипермаркетов становится падение покупательской способности, которая наблюдается все последние годы. Гипермаркеты, в самом начале действительно предлагавшие более выгодные условия покупки за счет иной бизнес-модели, перестали соперничать по цене с дискаунтерами у дома. При сопоставимых финансовых условиях на первое место вышло соперничество за время. Его ценность у нынешнего поколения россиян намного выше: никто не хочет тратить редкий выходной на прогулку с тележкой между стеллажами с макаронами, крупой и консервами. В мегаполисе ситуация осложняется транспортными пробками, так как гипермаркет находится как правило за городом, и только дорога до него может занимать около часа».
А с развитием новых технологий, клиенты могут и вовсе не тратить много времени на покупки, совершив их в пару кликов. Большее количество ритейлеров либо уже имеют свои онлайн-магазины, либо занимаются их разработкой.
Но что делать с уже существующими гипермаркетами? Неужели их можно только закрыть?
По мнению Сергея Ломакина, идея преобразования больших торговых пространств выглядит перспективной: «Гипермаркеты превращаются в торговые центры, где шопинг можно совместить с приятным или полезным времяпрепровождением, - они дополняются пекарнями, фермерскими лавками, кафе и пространством для деловых встреч».
Да и к тому же, все еще остались те торговые сети, которые не планируют менять свой формат и продолжают строить гипермаркеты.  Так что еще рано говорить о том, что гипермаркеты изжили себя.