Эксперт: хиты прошлых лет снова выходят на первый план

Главный редактор информационного агентства InterMedia, руководитель исследования «Культура и культурные индустрии в РФ – 2020» Евгений Сафронов объяснил, почему в мировой музыкальной индустрии популярны так называемые «камбеки», в частности, возвращение группы «Земляне».

Так, новость о том, что 10 декабря 2021 года отцы-основатели советской и российской рок-группы «Земляне» выступят на одной сцене во время церемонии награждения «Золотой граммофон», вызвала целую бурю эмоций у посвященных в историю легендарного коллектива фанатов и критиков.

Появление на одной сцене Владимира Киселева и Игоря Романова стало по-настоящему неожиданным и даже сенсационным событием, но вместе с тем, в таком «возвращении» существует гораздо больше закономерностей, чем кажется на первый взгляд и Сафронов объяснил, почему так происходит.

По словам эксперта, всё дело в революционных изменениях в культуре, которые мы наблюдаем в последние десятилетия во всем мире. По словам Сафронова, резко ускорилось течение времени и, если раньше смена вкусов людей совпадала со сменой поколения, то теперь для этого хватает 2-3 лет.

В качестве примера эксперт напомнил, что раньше хороший продюсер мог годами искать исполнители-будущую звезду, разыскивать самородка-вокалиста или подбирать удачный состав музыкантов, который будет десятилетиями собирать стадионы и получать от этого сверхдоходы.

Однако сегодня всё обстоит иначе: продюсер больше не может позволить себе выбирать аудитории или годами подбирать нужного ему исполнителя. Сегодня поют, собирают аудиторию и получают гонорары и крупные рекламные контракты все подряд, постоянно меняются стили и имена.

По словам эксперта, ускорение времени и сопутствующие изменения в индустрии связаны с технологическим прогрессом – явления культуры доступны широким массам, они распространяются в реальном времени, а вкусы аудитории меняются под воздействием потока информации.

Кроме того, существует и еще один, возможно, даже более важный фактор трансформации культуры и мировой музыкальной индустрии, - неконтролируемые изменения систем (практически их полное разрушение), столетиями обеспечивающих преемственность в развитии культуры.

Например, говоря о западном мире, эксперт отметил так называемое рыночное регулирование (под чутким руководством политиков и бизнес элит). В случае же с Российской Империей/СССР, Сафронов привел в пример жесткую и централизованную система культурных учреждений.

Так, несмотря на разницу в подходах и соперничество на глобальном уровне, трения между системами всё равно предполагало передачу накопленных знаний, навыков, умений от поколения к поколению на протяжении столетий, что обеспечивало постоянное качественное развитие культуры.

При этом всё изменилось в 90-е годы, когда конкуренция резко ослабла, а западные компании стали предоставлять всем желающим бесплатный доступ к культурной продукции. С одной стороны, это дало компаниям власть и богатства, но с другой стороны – запустило процесс деградации.

Сафронов обратил внимание, что в этот период из сферы культуры ушло множество творческих работников, менеджеров высокого класса, специалистов, а культурная преемственность постепенно сошла на нет и многое из достояния предшественников было утеряно навсегда.

Эксперт предложил искать причины «феномена возрождения» именно в этом. Произведения, созданные в «золотой век» массовой индустрии, пережили уже несколько волн возвращения интереса к ним, на массовую сцену возвращаются артисты, пик популярности которых приходился на 70-80-е.

Автор согласился, что акцент в массовой культуре всё равно будет делаться на современные культурные продукты, но обратил внимание, что теперь массовый зритель получил возможность сравнивать и оценивать контент, а это даст большое преимущество произведениям предыдущих поколений.

Именно поэтому, заключил Сафронов, «Траву у дома» «Землян» публика в караоке будет заказывать и через 20 и через 30 лет – но невозможно себе представить, что лет через 10 нынешнее поколение подростков будет ходить в караоке, чтобы хором спеть что-то вроде «Съел деда» Моргенштерна.

Статьи по Теме

Back to top button