Спонтанные покупки: почему их совершают

Различные социологические опросы среди россиян помогают аналитикам собирать данные о поведении общества в той или иной сфере. Одна из важных составляющих жизни каждого россиянина - это покупка необходимых ему товаров, которые сейчас в изобилии представлены в традиционных и интернет-магазинах. Однако далеко не все граждане нашей страны покупают только то, что им нужно.

Согласно опросу, результаты которого приводит «Дни.ру», около половины населения России имеет предрасположенность к незапланированным покупкам, и сами россияне это признают. Психологи видят несколько причин такого поведения, одна из которых - желание побаловать своего внутреннего ребенка. Кроме того, спонтанные покупки - это возможность уменьшить чувство тревоги, вызвать положительные эмоции в разгар череды негативных событий.

С мнением психологов согласен Сергей Ломакин, сооснователь и инвестор одной из крупнейших розничных сетей в России - Fix Price. Считает, что шоппинг часто приносит радость, но положительные эмоции может вызывать не только сама покупка, но и осознание того, что покупка была выгодной. Кроме того, человек может испытать радость от процесса выбора интересной вещи для себя или своих близких, сделав это в праздничной атмосфере украшенного к Новому году магазина.

Исследования поведения покупателей ведутся с 1940-х годов. Известно, что доля спонтанных покупок составляет от 40 до 80%. По статистике, продукты составляют около половины незапланированных покупок, 43% - одежду, 35% - предметы домашнего обихода и кофе - 31%. Такие данные были собраны аналитиками на основе опросов общественного мнения до введения ограничений на коронавирус. Но пандемия наложила отпечаток как на покупательское поведение, так и на выбор товаров.

В выпуске «Дни.ру» собраны данные о том, как спонтанные покупки россиян распределялись по товарным категориям во время введенных ограничений. В 2020 году в список самых популярных внеплановых покупок вошли моющие и дезинфицирующие средства, туалетная бумага, консервы.

Эксперты по финансовой грамотности говорят, что спонтанные покупки могут быть как развлечением, так и огорчением. Как правило, это связано с тем, что выгодно купленный товар оказывается совершенно ненужным, и в результате он становится подарком друзьям или знакомым или отправляется на перепродажу. Поэтому специалисты рекомендуют вдумчиво подойти к процессу покупок.

Сергей Ломакин отмечает, что есть некоторые рекомендации, чтобы избежать лишних трат. Прежде всего, вам нужно составить список покупок. У вас также должна быть незапланированная статья расходов, но вы должны ограничить бюджет, отведенный для спонтанных покупок. Наличие партнера часто помогает избежать ненужных покупок. Психологи не советуют полностью отказываться от спонтанных покупок, однако, если вы выбрали что-то одно, лучше сделать перерыв, чтобы подумать о необходимости покупки.

Краткая справка:

Сергей Ломакин – известный российский предприниматель и меценат. Стоял у истоков рынка продуктовых отечественных дискаунтеров, основав в 1998 году вместе с партнерами торговую сеть «Копейка», которой руководил вплоть до 2007 года. После этого Ломакин направил свои усилия на поиск и развитие новых перспективных стартапов в сфере розницы. Так Россия узнала торговые сети Modis, «ЦентрОбувь» и сеть магазинов низких фиксированных цен Fix Price, которая сегодня является лидером в своем сегменте, охватывая более 4700 торговых точек, работающих в нашей стране и других государствах постсоветского пространства.

Статьи по Теме

Back to top button